Амортизацию между позвонками обеспечивают межпозвоночные диски. Они делают позвоночник гибким и дают человеку возможность нормально двигаться. Межпозвоночные диски состоят из внешнего кольца (фиброзное кольцо) и мягкого геля внутри, называемого ядром.

Межпозвоночная грыжа — это состояние, когда межпозвоночный диск выходит за пределы своего нормального положения. Это заболевание причиняет больному значительные неудобства.

Межпозвоночная грыжа: что это за заболевание

Межпозвоночная грыжа

Межпозвоночная грыжа может развиваться в различных отделах позвоночника:

• в поясничном;
• в грудном;
• в шейном.

Однако чаще всего заболевание поражает поясничный отдел позвоночника, более 60% грыж развиваются именно в пояснице.

Межпозвоночная грыжа в Клинике боли

Причины развития межпозвоночной грыжи

Почему же появляется грыжа? Основная причина возникновения межпозвоночной грыжи связана с возрастными изменениями в теле человека. С течением времени диски становятся не такими эластичными и более подвержены повреждениям. Кроме того, грыжа может быть следствием остеохондроза.
Однако есть и другие факторы, которые способны развить грыжу:

• травмы;
  • проблемы с осанкой;
  • недостаток физической активности;
  • сидячий образ жизни;
  • лишний вес;
  • генетическая предрасположенность.

Стадии развития межпозвоночной грыжи

Заболевание развивается постепенно, и человек сразу может не заметить, что начались какие-то изменения в позвоночнике. Выделяют четыре стадии развития межпозвоночной грыжи:
  1. Пролапс – диск смещен не более чем на 3 мм. Это начальная стадия заболевания
  2. Протрузия – диск смещен приблизительно на 4 мм, но все еще находится в пределах фиксирующего кольца. На этой стадии человек уже может чувствовать приступы сильной боли.
  3. Экструзия – прогрессирование заболевания приводит к разрыву фиброзного кольца. Ядро почти целиком выходит за его пределы. Человек периодически ощущает приступы резкой боли, его подвижность ограничивается.
  4. Секвестрация – самая тяжелая и опасная стадия заболевания: фиброзное кольцо разрывается, ядро полностью выходит за его пределы, нервные окончания защемляются межпозвоночным диском. Боль усиливается и становится постоянной, может возникнуть воспаление. На этой стадии заболевания может понадобиться хирургическое вмешательство.

Симптомы

Межпозвоночная грыжа проявляется различными симптомами в зависимости от расположения и степени тяжести грыжи.
Вот некоторые распространенные симптомы:

• боль в спине, шее, пояснице;
  • онемение, покалывание и слабость мышц;
  • снижение, а также потеря чувствительности в некоторых частях тела;
  • ограничение подвижности в позвоночнике;
  • трудности при выполнении движений, особенно поворотов или наклонов;
  • радикулопатия: грыжа давит на спинной нерв, вызывая боль, онемение и слабость вдоль пути нерва;
  • нарушение работы мочевого пузыря, кишечника.

Если у вас есть подозрения на межпозвоночную грыжу, важно немедленно обратиться к врачу, а не заниматься самолечением.

Виды обследований

Для диагностики межпозвоночной грыжи врач может использовать несколько методов, чтобы подтвердить наличие и определить характер грыж.
К основным методам относят:

1. Медицинский осмотр и сбор анамнеза.
  2. Рентгеновское исследование.
  3. Магнитно-резонансная томография (МРТ).
  4. Компьютерная томография (КТ).
  5. В некоторых случаях пациенту рекомендуют дополнительные методы обследования, например, УЗДГ или ЭКГ.

Только специалист должен выбирать метод диагностики межпозвоночной грыжи, отталкиваясь от особенностей вашего конкретного случая.

Как лечить межпозвоночную грыжу

Лечение межпозвоночной грыжи зависит от симптомов и степени тяжести заболевания. Врач назначает подходящее лечение, отталкиваясь от вашего случая.
Вот некоторые распространенные методы лечения:

1. Консервативные методы:

• физиотерапия и ЛФК: специальные упражнения и техники физической терапии могут помочь снять боль, укрепить мышцы спины и улучшить подвижность позвоночника;
  • массаж и мануальная терапия;
  • инъекционная терапия: для снятия боли и воспаления в области грыжи врач назначает инъекции противовоспалительных нестероидных препаратов, миорелаксантов или других медикаментов.

2. Хирургический метод.

Если консервативное лечение не помогает, или заболевание находится на тяжелой стадии, врач может рекомендовать операцию. Хирургическое лечение межпозвоночной грыжи может включать:

• дискэктомию: во время этой процедуры хирург удаляет поврежденную часть диска, которая давит на нервные структуры.
  • микродискэктомию: это малоинвазивная версия дискэктомии, в которой используются небольшие надрезы и микроинструменты для удаления грыжи.
  • ламинэктомию: при ламинэктомии хирург удаляет часть костной ткани, чтобы создать больше пространства для нервных структур и уменьшить сдавливание.
  • фиксация позвоночника: в некоторых случаях может потребоваться стабилизация позвоночника с помощью имплантов или металлических конструкций.

Доверьтесь специалистам нашей клиники, и они подберут подходящие для вас методы диагностики, а также разработают эффективный план лечения.

Профилактика

Так как межпозвоночная грыжа чаще всего возникает из-за неправильных нагрузок на позвоночник, основная рекомендация для профилактики – обеспечить адекватное функционирование позвоночника:
  • занимайтесь физкультурой, плаванием;
  • следите за осанкой, не горбитесь;
  • не поднимайте тяжести;
  • избегайте излишней физической нагрузки;
  • следите за питанием и не допускайте набора лишнего веса.